Уасти | ||||||
![]() Шёпот сердца [1995] Whisper of the Heart Mimi wo Sumaseba If You Listen Closely Mimi o Sumaseba 耳をすませば Производство: Япония Жанр: романтика, школа, драма, повседневность Тип: полнометражный фильм, 111 мин. Премьера: 15.07.1995 Режиссёр: Кондо Ёсифуми Автор оригинала: Хиираги Аой На первый взгляд, «Whisper of the Heart» очень напоминает режиссуру Такахаты Исао. Тут нет сюжета, как его не было в «Only Yesterday» или «My Neighbors the Yamadas». Вся история «Whisper of the Heart» строится на знакомстве зрителя с папой, мамой и двумя сестренками, а потом, когда зритель уже более или менее притрется к очередной семейке «ямад», ему показывают их отношения и реакции на разнообразные вещи и явления. Такой способ повествования совсем не нов для директора, чье имя начинается с большой буквы «Т», но весьма необычен для Миядзаки. А ведь именно на него легло бремя писать сценарий для этого фильма и делать к нему же раскадровку. Всем нам хорошо известно, что господин Миядзаки любит широту и простор для своих историй. Он любит создавать вещи, в которых можно хорошенько развернуться, в которых можно смело устраивать полеты на метлах или драконах, в которых можно без проблем посадить свинью за штурвал самолета. Но тут, тут свинью в самолет посадить было нельзя, это как положить ноги на стол перед зрителем. Выбрав реализм, приходится жертвовать многим, зато появляется возможность рассуждать, показывать зрителю реальную жизнь или хотя бы жизнь такой, какой бы ее хотелось видеть автору. Странно, но первое, что мы видим в «Whisper of the Heart» — строение, чем-то напоминающее нашу «хрущевку» с кучей балкончиков-сушилок для маек и трусов. В этом доме и живет та самая обычная семейка, которую для нас выдумал Миядзаки. Папа пашет в библиотеке, домой ездит на велосипеде. Мама занята по горло важными делами. Старшая сестра ведет себя так, как и должна вести себя старшая сестра. Зато младшенькая являет собой саму жизнь, она просто чудо небесное. Когда она видит летящий дирижабль, то удивляется: «Как же он низко летит». Идя по улице, она задорно комментирует: «Как сегодня жарко», по пути здороваясь с местным псом. А зайдя в метро, заводит разговор, но не с кем попало, а с самым толстым и безмолвным котом. Побеседовав с котом и сделав еще тысячу бессмысленных восклицаний, она сочиняет очаровательную песенку про сельскую дорогу и исполняет ее, хлопая в ладоши. Признаться, я ожидал чего-то нового от этого союза мультипликаторов, но совсем не того, что предстало взору. Миядзаки и тут не удержался от эпизодического полета, и тут он не сумел обойтись без сказки. Однако, на мой взгляд, это совсем не помешало «Whisper of the Heart» быть очень реалистичным, трогательным и просто хорошим фильмом. Безусловно, господин Кондо с поставленной задачей справился превосходно. В конце концов, достойный ученик достойного мастера сумел-таки сделать достойный фильм. Краткое содержание: Школьница средних классов Сидзуку Цукисима обожает читать, «глотая» книги одну за другой. Однако какую бы книжку она не брала из школьной библиотеки, в формуляре прочитавших её прежде значится имя Сэйдзи Амасава. После знакомства с этим необычным пареньком, ставшем её первой любовью, Сидзуку узнаёт много нового и о себе самой, о своих целях в жизни - открытие, которое необратимо изменит её судьбу. |
||||||
Вечный | ||||||
У меня уже очень давно дома лежит "Шепот сердца" но некак руки не доходят до него...и так времени нет ![]() В ближайшее время обязательно посмотрю ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
А у меня вот всё никак "Замок Лапута" не докачается. Зато на днях посмотрел "Князь Владимир" и ещё раз понял, за что я так люблю Миядзаки! Конечно, приятно что родное и нарисованно красиво и голоса приятные у героев (да и Безруковский голос очень к месту)! Но вот скучновато местами, нет крепкого стержня, ну не цепляет и всё. |
||||||
Вечный | ||||||
Жалко что не можешь докачать... ![]() Да фантазии лучше чем у Миядзаки еще нужно поискать!!! ![]() |
||||||
Нимфетка | ||||||
Эх...жалко, что мы все так далеко друг от друга...Потому что вам бы тогда ничего качать не пришлось. У меня все это есть в наличии.... | ||||||
Вечный | ||||||
Ну это да ![]() Смоглиб друг другу подсобить если что ![]()
Новость от 6 марта ![]() |
||||||
Вечный | ||||||
У меня есть На DVD D:Жажда крови Последняя субмарина №6 Служба доставки Кики Небесный замок Лапута Унесённые призраками Шагающий замок Мой сосед Тоторо Почти Человек Дети Тьмы Школа Убийц На CD есть полный Хеллсинг с отличным переводом и помоему первый и четвертый том Евангелеона ![]() Еще есть Хентай...ну список выложу если заинтересует ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
Уасти, хорошая идея. Но имеет ли смысл делать это? Всё таки все мы здесь собравшиеся здесь довольно далеко живём друг от друга, а почтой... немного не то... да и возращать надо бы. Возвращаясь к Тоторо... Как вам такой котоБус? ![]() ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
Набрёл кстати и на официальный сайт "Ходячего замка". Очень приятно сделан, музыка взятая из мультфильма и немножко анимации создают замечательное настроение! Прошу всех сюда - http://disney.go.com/disneypictures/castle/ |
||||||
Вечный | ||||||
Я хочу такую машинку! ![]() |
||||||
Вечный | ||||||
Оценил ![]() Только жаль что он так сильно к Диснею припаян...мульт заслуживает по настоящему отдельного сайта ![]() |
||||||
Нимфетка | ||||||
Идея Уасти просто супер! Каталог будет чуть позже...дисков очень много )))) А не надо возвращать....бедут пересылать уже записанные болванки наложенныи платежем. | ||||||
Вечный | ||||||
Ну вот ![]() Вообще надо еще немного и Насладитель награду за темку получит ![]() Так что развиваем темку! ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
Нимфеточка, к сожелению я не знаком с этим видом услуг российской почты и не знаком с тамошними законами отправки. ![]() Вечный Дружище, наградки-наградками, но не хотелось бы превращать всё таки эту темку в один большой балаган. Если действительно что-то стоящее добавить, что интересно всем будет узнать, может новость какую об авторе. Всё таки охота сделать так, чтобы и спустя пару месяцев в эту темку было приятно заходить и можно было сразу найти всё интересующее об авторе и его работах. Появиться свободная минутка, постараюсь в титульном сообщении темы, выставить все ссылки на важные сообщения в теме. Сделать маленькую каталогализацию так сказать. А медальки... если тема будет актуальна, так и так дорастёт, без искусственного роста. ![]() А вообще, жду новых, интересных предложений о том, как ещё можно украсить наш уголок и что сделать, чтобы нам удобней здесь жилось. ![]() |
||||||
Вечный | ||||||
А ты думаешь я этого хочу?))) Просто призываю людей ну хотябы с большим...как это правельнее сказать...с большым рвением потдерживать эту тему ![]() Ведь сам я в этой теме отписываюсь с самого её создания ![]() ![]() Во как сказанул ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
Тогда совсем другое дело Натан! ![]() Крепко жму твою руку за твою помощь в развитии топика! ![]() Я и сам рад, что познакомился со всеми вами! Низкий поклон и нашим милым девушкам, приложивших не мло и своих сил. Нимфеточка и Уасти, целую ваши ручки, постучавшие по клавиатуре во благо роста этой темы! ![]() Поправил таки корочку темы (первое сообщение), теперь можно быстрее найти нужное. Буду рад услышать поправки и добавки к этому. Это сообщение отредактировал Насладитель - 16-03-2006 - 21:36 |
||||||
Вечный | ||||||
Я уже оценил те поправки что ты сделал в первом топике ![]() ![]() Каждый из нас вложил свой вклад в эту темку. И сейчас иногда читая её думаеться что хоть отдельный раздел создавай! ![]() Всем огромный респект от меня...будим продолжать в том же духе. Насладитель, хотел узнать....закачался Небесный замок у тебя? |
||||||
Насладитель | ||||||
Самому нравиться то, что мы здесь все сделали! Браво ребят, отлично получилось. Столько всего уже собрали! ![]() Вечный Вот вернулся домой, а комп выключен. Вредные эти наши любимые домашнии, не дадут спокойно докачаться. ![]() Первый диск уже давно скачан, а второй только до серидины докачался. Жадничают люди на источники. Медленно раздают. |
||||||
Вечный | ||||||
Знакомое дело ![]() ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
Уасти, я тоже очень рад, что всё так произошло. Не бери всё так сразу в свою сторону. Меньше всего я хотел обидеть тебя этими словами. Здорово, что ты всё таки с нами в команде! А каталог свой я попробую написать. Это не возьмёт много времени, так как пока мне довелось посмотреть лишь три работы господина Миядзаки. Но у меня ещё всё впереди, слава Богу интернет под рукой. Буду рад поучавствовать в этом всём. ![]() Вечный, вот-вот, ты прям цытируешь слова моего отца. ![]() Как только докачается, в первую очередь ему посвящу своё свободное время. Всё же не охота посмотреть пока только первую часть мультфильма, а потом неизвестно сколько ждать. |
||||||
Уасти | ||||||
Насладитель, не только Миядзаки, а все аниме, что есть в коллекции, если, конечно, оно есть. | ||||||
Насладитель | ||||||
Решил и я рассказать о том, что у меня есть из аниме. Извиняюсь, что не в word-файле, не очень дружу с таблицами. Мой сосед Тоторо / Tonari no Totoro / My Neighbor Totoro Качество: DVDRip Перевод: русский профессиональный Унесенные призраками / Spirited Away / Sen to Chihiro no kamikakushi Перевод: русский профессиональный Качество: DVDRip Ходячий замок / Hauru no ugoku shiro / Howl's Moving Castle Перевод: многоголосый профессиональный закадровый Качество: DVDRip За облаками. Место, обещанное в детстве / Beyond the Clouds. The Place Promised in Our Early Days Перевод: Закадровый, 1 голос (Е. Лурье) Качество: DVDRip Аниматрица / Animatrix Перевод: русский профессиональный Качество: DVDRip Вот в принципе и всё что есть. Но! Имею огромнейший каталог аниме и сайт надёжный и проверенный временем. Так что если кого-то заинтересует, не будет никакой проблемы скачать нужный мультфильм. Посмотреть каталог можно здесь. |
||||||
Насладитель | ||||||
А так Миядзаки изобразил собственные методы руководства коллективом аниматоров. ![]() Нимфеточа, если тебе не сложно, расскажи нам пожалуйста, что там написано. ![]() Это сообщение отредактировал Насладитель - 17-03-2006 - 02:09 Присоединённый файл ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
![]() Возвращение кота / Neko no ongaeshi Год выхода: 2002 Жанр: Приключения, Фэнтази, Анимационный Режиссер: Хироюки Морита /Morita Hiroyuki/ В ролях: Чизуку Икеваки /Chizuru Ikewaki/, Йошишико Хакамада /Yoshihiko Hakamada/, Аки Маеда /Aki Maeda/, Такаюки Ямада /Takayuki Yamada/, Хитоми Сато /Hitomi Sato/, Кента Сатои /Kenta Satoi/ Краткое содержание: В разгар дня на оживленной улице юная Хару храбро выхватывает из-под колес грузовика очаровательного кота. К ее великому удивлению, кот встает на задние лапки и благодарит Хару на человеческом языке. Оказывается, перед ней принц из загадочного Кошачьего царства, и теперь могущественный Кошачий царь хочет женить его на отважной спасительнице. Вскоре он похищает Хару, которая вовсе не желает быть кошачьей принцессой, и только верные усатые и хвостатые друзья - толстый бродяга Мьюта и великолепный Барон смогут вызволить ее из кошачьего плена. Впереди их ждут неожиданные встречи и самые невероятные приключения в неведомом Царстве Кошек! Произведение студии «Ghibli» под загадочным заголовком «Кошачья благодарность» («Возвращение кота») одновременно замыкает сразу две цепочки. Во-первых, этот фильм заставляет воскреснуть образы, некогда созданные Кондо Ёсифуми в любовно-сказочном фильме «Шёпот сердца». Во-вторых, «Кошачья благодарность» — предпоследнее произведение из трех, что отсняли для студии «Ghibli» режиссеры-новоделы. Первым из них, как мы помним, был мелодрамщик Мотидзуки, вторым — пожилой гибли-ветеран Кондо, а вот теперь пришло время и для третьего режиссера-новодела, в прошлом всего лишь аниматора и фоновщика, — Мориты Хироюки. Что удивительно, при создании «Благодарности» над Моритой никто не стоял: Миядзаки тут исполнительный продюсер, но никак не сценарист, а Такахаты и вовсе в титрах нет. Поэтому Морита-сан мог раскрыть всю свою фантазию, скопившуюся за многие годы работы с мэтрами японской анимации. Первое, что показывает зрителю Морита после традиционного синего экрана – фигурка кота Барона, упоминавшегося семь лет назад в «Шёпоте сердца», но тогда этот персонаж носил чисто эпизодический характер, сейчас же почти вся история повествует о нем, о его сородичах и о девочке Хару, которая попала в удивительную историю. И «Шёпот сердца», и «Кошачью благодарность» снимали как адаптацию манги Хиираги Аой, оттого оба фильмы настолько похожи, что даже имеют двух одинаковых героев. Первый герой – кот Барон, о котором я уже упоминал, второй – тоже кот, но жирный и белый по имени Мута, игравший в прошлом фильме еще меньшую роль. Имя Муты само по себе интересно, так как его произношение граничит с произношением слова «бута» — свиньей по-японски. Именно на образе этого свиноподобного кота в фильме строится почти половина всех шуток и юмористических эпизодов. Кстати, нужно отметить, что в новой моритовской сказке юмору отведено довольно много места, особенно в начале, когда Хару еще живет в людском мире. В прошлых фильмах «Ghibli» юмор, конечно же, был, но он никогда не играл главенствующую роль. А вот в «Благодарности» данный элемент принимает более доминирующее значение. Если вернуться к «Шёпоту сердца», то легко вспомнить, что это произведение было все-таки больше реалистическим, нежели сказочным; новая же работа Мориты (по все той же манге) планку сказки смело перешагнула. В «Кошачей благодарности» заслоны убраны, феерическое действие полилось словно дождь из ведра, не останавливаясь ни на секунду. Шутки, забавные ситуации, местами откровенный стёб захлестывают как никогда, ощущается новый стиль, новая жизнь, новые видения. Однако новый стиль нового режиссера не выбросил прочь давние традиции, в новом фильме есть что-то и от «Тоторо», и от «Лапуты», и от другой классики. Потому смотрится история про кошек легко и интересно. В ней нет глубинного подтекста фильмов Такахаты, нет сложных метафор Миядзаки, скорее всего именно поэтому «Благодарность» очень легка, но в то же время не так притягательна. |
||||||
Вечный | ||||||
Вот в инете наткнулся на интересное интервью...всем читать ![]() Интервью |
||||||
Насладитель | ||||||
Вечный, спасибо друг! Много интересного нашёл для себя в статье! Жаль лишь, что пока господин Миядзаки не взялся за новый большой проект. Очень уж нравяться мне его новые работы! Всё мучаюсь с "Замком Лапута", а вот "Принцессу Мононоки" поставил качаться, так за 12 часов оба диска скачались. Посмотрел ещё разок этот замечательный мультфильм! Масса удовольствия и удивительная фантазия автора! Думал во-второй раз частями буду уже смотреть его. Ан нет, так засало, что все два с половиной часа просидел у монитора. ![]() Это сообщение отредактировал Насладитель - 25-03-2006 - 08:25 |
||||||
Вечный | ||||||
Да незачто ![]() Ты кстати через что качаешь Небесный замок? ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
Вечный, качаю через eMule-MorphXT v7.7. Кстати, вчера вернулся с армии, обнаружил что накнец-то докачался. Закинул уже на диски, в ближайшие дни устрою себе премьеру. ![]() Добавил в закачку "Наусику" и "Помпоко". Они явно лучше "Замка Лапуты" качаются! Так что в скором времени... будем посмотреть. ![]() |
||||||
Вечный | ||||||
Знаю знаю такую...качает медленно...и иногда фиг докачаешь. А что ты забыл в армии? Ну ждем твоего резюме дружище. |
||||||
Насладитель | ||||||
Никак не удаётся просмотреть "Замок Лапута"... то компьютер занят, то CD-привода у него нет... да ещё и материал сейчас восполняю пропущенный. Ох дорвусь же я до него всё таки! Вечный, а в армии я забыл три года своей жизни. А теперь ещё резервная служба подзывает к себе каждый год на пару неделек. Вот так вот у нас с этим в страен дела обстоят. ![]() |
||||||
Насладитель | ||||||
Дааа, мне всё таки удалось посмотреть "Небесный замок Лапута"! Прежде всего, должен признаться что не могу оставаться ранодушным, видя мир в котором преобладает развитая механика! Ещё замечательный класик заложил это интересное направление в своих книгах и всё это находит воплощения в новых кинопостоновках. Как жы приятно наблюдать за всеми этими интересными механизмами. Иногда даже жалеешь, что наш мир развился по другой дорожке. А вот из персонажей больше всего пришлась мамочка пиратов! ![]() ![]() |
||||||
Вечный | ||||||
Как долго мы этого ждали ![]()
Ну типа того :) самый креативный персонаж произведения Миядзаки ![]()
Главное что понравился...я лично не могу отдать предпочтение какому то отдельному мультфильму...они все просто потрясающие и в каждом есть чтто то свое что притягивает к себе... |
||||||
Шпанский МУХ | ||||||
мне тут Юбабой случилось прикинуться...фотка в профиле ![]() |
||||||
Уасти | ||||||
А.Панина Фантастика у Миядзаки Нарисовать можно все, что можно представить. В этом, по крайней мере отчасти, заключается смысл рисованого кино: оно изображает то, что недоступно для кино игрового. Поэтому фантастика в широком смысле слова представляет собой очень естественное содержание для рисованого фильма, и творчество Миядзаки, где присутствуют ведьмы на метле, боги, демоны, говорящие свиньи и гигантские жуки, прекрасный тому пример. Рассматривать его с этой точки зрения было бы даже не очень интересно, поскольку для того, чтобы исчерпать тему фантастики в фильмах Миядзаки, пришлось бы просто пересказать все сюжеты. Но фантастику можно определить по-разному. Есть то, чему удивляемся мы, и то, чему удивляются герои фильмов, и далеко не всегда это одно и то же. Самый невероятный на наш взгляд мир может не вызывать никаких чувств у населяющих его персонажей, и тогда фантастическое в этой истории будет присутствовать только для нас. Собственно, это два пути, открытых перед автором: создать отдельный, внутренне реальный фантастический мир или взять тот мир, который окружает нас, и ввести фантастические элементы в нашу обыденность. Для меня было несколько неожиданно обнаружить, что Миядзаки в подавляющем большинстве своих фильмов (шесть против трех) пошел по первому пути, выбрав фантастику именно для зрителя, но не для героя. Действие нескольких фильмов происходит в заведомо самостоятельных мирах. Из них в "Навзикае" присутствует одно сбывшееся пророчество, но поскольку это отчасти стилизация под эпос, пророчествам и полагается сбываться. В "Лапуте" все чудеса имеют строго научное объяснение. В "Ведьминой почте" объяснения нет, в этом мире ведьмы, дирижабли и телевизоры просто сосуществуют в полной гармонии. "Волчья принцесса" - тоже не исторический фильм о Японии 17 в. Скорее, это миф, и как всякий миф, он рассказывает о незапамятных временах, когда рядом с людьми жили боги и демоны. Что касается "Порко Россо", время и место действия заданы, казалось бы, с предельной исторической точностью, но одного взгляда на героя достаточно, чтобы понять, что этой Италии на картах нашего мира нет. Заметим, что остальные персонажи воспринимают его вполне спокойно. "Замок Калиостро" занимает положение, в чем-то сходное с "Порко Россо": мир, где разворачивается действие, условно наш, но лишь условно. Мы знаем это даже до начала фильма, поскольку известно, что во всех историях про Люпена царит весьма относительная реальность трюкового боевика. Таким образом, остаются, фактически, лишь три произведения, где речь идет действительно о нашем мире: "Сэн", "Тоторо" и "Шепот сердца" ("Шепот сердца" можно здесь рассматривать наравне с остальными, поскольку построение сюжета зависит от Миядзаки прежде всего как от автора сценария). Все три устроены по-разному. В "Сэн" фантастический мир вполне реален, как показывает финал фильма. В волосах у Тихиро осталась резиночка, подаренная ведьмой Копилкой, листья тоже насыпались на машину не просто так - вернувшись домой, герои, несомненно, обнаружат, что отсутствовали три дня. Более того, поскольку на жизни по ту сторону туннеля сказываются события, происходящие у нас, можно заключить, что тот мир на самом деле весьма широко проникает в наш. Речные божества живут в той самой воде, куда падают ржавые велосипеды, а маленькие девочки роняют башмачки. Однако в нашем мире волшебное присутствует лишь в какой-то особой форме, которую нам не полагается воспринимать. Миры могут пересечься по ошибке, как произошло с Тихиро, но в норме мы не можем общаться с потусторонними существами - можем только не замусоривать реки велосипедами. В "Тоторо" ситуация чуть сложнее. С одной стороны, там волшебный мир вроде бы ближе к нашему, чем в "Сэн", и не соприкасается с ним лишь потому, что его жители избегают слишком тесного соседства с людьми. Тоторо не встретишь, как не встретишь слишком близко от города диких зверей или птиц: им нужна тишина, покой и природа. Хотя даже там, где все это есть, тоторо видны не всем. Маленький тоторо, появившись перед настойчивым взглядом младшей девочки, тут же пытается раствориться в воздухе. Тропинки ведут то в одно, то в другое место, дупло таинственно исчезает. Котобус проносится между двумя людьми, но для них это лишь порыв ветра - между прочим, первое его появление на самом деле происходит в сцене, когда Сацуки собирает рассыпанные дрова, просто в этот момент он и ей не виден. С другой стороны, несложно истолковать это в том смысле, что девочки, которым одиноко без мамы, придумали себе воображаемых друзей. Желуди во дворе разбросали белки, звук глиняной дудочки издавала сова, а все чудесные существа просто приснились сначала Мэй под кустом, а потом и Сацуки. Единственное, что противоречит такому пониманию - початок на подоконнике в больнице. Когда после ночного танца с тоторо девочки просыпаются и видят, что дерева, которое выросло выше дома, нет, но на грядке показались ростки, они радостно кричат: "Сон, да не сон!" Пожалуй, это и есть самое правильное определение места чудесного в этом мире. В "Шепоте сердца" больше общего с "Тоторо", чем с "Сэн" (между прочим, хотя это, по-видимому, случайность, Сидзуку и ее старшая сестра Сихо по взаимоотношениям и темпераменту такие, какими вполне могли бы вырасти Мэй и Сацуки). Как и для Мэй, для юной поэтессы Сидзуку мир полон чудесного, не зря она все время говорит: "Как в сказке!" Но поскольку ей уже не шесть лет, а четырнадцать, чудесное не увидишь глазами и не подергаешь за хвост, как в "Тоторо". Оно скрывается внутри эпизодов повседневной жизни, и нужно богатое воображение и известная эрудиция, чтобы его узнать. Фильм мастерски передает это ощущение. На экране не происходит ничего сверхъестественного, мы даже можем поверить в кота, который ездит в электричке (в конце концов, собаки часто так делают). Но Сидзуку не зря интересуется европейским фольклором: происходящее с ней напоминает одну из схем волшебной сказки. Кот - несомненно, ожившая статуэтка, хотя ближе к концу фильма мы и видим их вместе, - приводит девочку во дворец, где живет принц, давно в нее влюбленный. Но высшие силы разлучают их, и она должна пройти испытание, чтобы показать, что достойна его. С практической точки зрения это бессмыссленно, но я всерьез считаю, что если бы Сидзуку не написала повесть, едва ли ей удалось бы снова увидеть Сэйдзи, да и дом на холме, скорее всего, исчез бы. Таким образом, три фильма демонстрируют нам три разных модели взаимоотношения миров: в "Сэн" реальное и фантастическое равноправны, в "Тоторо" за чудесными вещами скрывается возможность прозаического объяснения, а в "Шепоте сердца", наоборот, фантастическое принимает форму обыденного. |
||||||
Уасти | ||||||
А.Панина Философия деталей Студия "Джибли" знаменита своим стилем, который ни с чем не спутаешь; наверно, не будет ошибкой считать его создателем Миядзаки, поскольку похожие черты есть в его произведениях до создания студии "Джибли" - по крайней мере, в "Замке Калиостро" и в "Навзикае". Художественная форма рисованого фильма вносит в смысл целого не меньший вклад, чем слова и поступки героев. Можно сказать, что в ней есть своя философия, и в случае Миядзаки она очень точно соответствует философии, выраженной словами. Практически в каждом фильме Миядзаки есть момент, когда нас специально заставляют смотреть на природу не из сюжетных соображений, потому что там следы какой-нибудь катастрофы (такая сцена есть в "Навзикае", но не она там главная) или откуда-то должен появиться злодей, не высматривая что-то, а именно на красивый вид как таковой. В "Замке Калиостро" это сделано почти прямолинейно: герой сидит и любуется природой. В "Лапуте" есть облака, в "Порко Россо" полеты над морем, из незабываемых картин состоит путь Аситаки на запад в начале "Волчьей принцессы" и поездка Тихиро в поезде в "Сэн". Пейзажи соперничают с действием в "Тоторо", "Ведьминой почте" и "Шепоте сердца" (раскадровки в "Шепоте сердца" принадлежат Миядзаки, так что это его вклад). Только относительно "Навзикаи" можно спорить, самоценны в ней пейзажи или нет: они завораживают, но очень уж сюрреалистичны. Какая философия стоит за роскошными видами, нет необходимости объяснять. Их красота значит именно это - что мир прекрасен. Другой особенностью произведений Миядзаки являются невероятно проработанные массовые сцены. Они тоже считаются "фирменными", а про значение, которое в них вкладывает автор, кое-что известно от него самого. В одном из интервью Миядзаки говорит о фильме, который в ранней юности произвел на него сильное впечатление, "Легенда о белой змее", что уже в бытность аниматором посмотрел этот фильм снова и пришел к выводу, что так рисовать нельзя: нельзя делать красивыми и живыми только главных героев, а на остальные роли выводить безликих статистов. И действительно, человек у Миядзаки никогда не становится просто частью декорации. Помимо живых и выразительных персонажей в массовках, гуманистическая философия дает еще один очень интересный изобразительный эффект, уже в отношении интерьеров: они всегда обжитые. Один из аниматоров "Ведьминой почты" отмечает, что у Миядзаки вещи появляются на экране не из формальных соображений - что-то в левом нижнем углу пустовато, - а там, где они нужны с точки зрения обитателей нарисованного мира. Если есть камин, рядом с ним будет стоять кочерга. Миядзаки ни на миг не перестает заботиться о нуждах изображаемых людей, как бы вне зависимости от того, заметят это зрители или нет. Разумеется, зрители замечают. Да и то, что остается за границами сознательного внимания, воспринимается подсознательно и вносит свой вклад, создавая ощущение особой реальности происходящего. Это верно не только для неподвижных элементов обстановки, но и для мелких движений. Вот в "Ведьминой почте" Кики моет пол - обратите внимание, как движется щетина на щетке. Вот в "Лапуте", пока Сита и старый горняк Пом заняты разговором, Падзу успевает отхлебнуть горячего чая, обжечься и подуть на него. В "Волчьей принцессе" Аситака, показав бонзе Дзико железную пулю и убрав ее в мешочек на поясе, затягивает тесемки привычным движением, незаметным ни для него самого, ни для зрителей... Примеры можно приводить бесконечно. Речь идет даже не о том, что все эти "лишние" движения надо было нарисовать. Гораздо существеннее, что сначала их надо было предусмотреть в эскизах, сочиняя сцену, потому что в рисованом кино без воли режиссера не шелохнется ни один волос на голове героя и ни одна травинка под ногами. Все вместе - богатые пейзажи, обитаемые интерьеры, живые толпы и естественные движения - и создает отличительную для стиля Миядзаки насыщенность, почти превышающую зрительский порог восприятия. Отсюда редкая особенность, отличающая его фильмы: со второго-третьего раза, когда события и реплики известны наизусть, можно отвлечься от сюжета и смотреть только на обстановку, сосредоточиться на мелочах, на декорациях и реквизите. Наблюдать, как набегают на берег волны, как поднимается и тает пар над чайником или дым от сигареты, как плывает облако, ветер перелистывает страницы книги. Мало какой игровой фильм выдерживает подобный взгляд, и понятно почему - потому что мало в каком игровом фильме автор стремится из каждого кадра сделать картину. А кто стремится, тот по сравнению с рисованым кино студии "Джибли" оказывается в том же положении, что фотография рядом с живописным полотном: в живописи меньше случайного, и соответственно больше эффект. Обязательно посмотрите таким способом хотя бы один фильм Миядзаки, лучше из более созерцательных. Не исключено, что вы испытаете эффект восстановленного зрения: на некоторое время ваш взгляд приобретет способность задерживаться на небе, на случайной тени от листьев на мостовой, на мелких, мимолетных деталях. Все мы знаем, что в обычной жизни обращаем мало внимания на происходящее вокруг, но надо на минуту сделать стершуюся обыденность отчетливой, чтобы понять, какой процент ее проходит мимо нас. Многие философы и психологи отмечают, что в современном мире человек разучился воспринимать окружающее и живет как во сне, поглощенный погоней за мнимыми удовольствиями и заменителями счастья. Поэтому я думаю, что целенаправленное внимание к подробностям, уходящим за грань восприятия, это еще одно средство, с помощью которого Миядзаки во всех своих фильмах решает одну и ту же великую задачу: восстановление системы ценностей. Подобно тому, как его герои серьезно и искренне воспринимают нравственные категории и учат нас тому же, аниматоры его студии серьезно и искренне изображают мир и учат нас, что он существует и прекрасен. |